В современных условиях
развития образовательной системы значительно возрастает роль
управления инновациями, которые определяются рядом директивных
документов - концепцией модернизации российского образования на
период до 2010 года, приоритетным национальным проектом
«Образование», областной целевой программы развития муниципальной
образовательной системы города Челябинска.
Приоритетными
направлениями для развития инновационной деятельности считаем:
-
Повышения качества
дошкольного образования;
-
Использование
здоровьесберегающих образовательных технологий;
-
Экологическое
образование;
-
Личностное развитие
ребенка-дошкольника, способного реализовать себя, как часть
социума.
Ожидаемые результаты
инновационной деятельности являются рост профессиональной и
методической компетентности педагогов, продуктов их педагогической
деятельности (методические разработки, авторские программы,
пособия), личные достижения педагогов.
МДОУ ЦРР ДС № 85 активно
занимается инновационной деятельностью. С 2002 года учреждение
является базовым в районной образовательной системе.
Тема «базового»
учреждения с 2007 года «Проблемы и пути решения обеспечения
безопасности жизнедеятельности в условиях дошкольного учреждения».
В рамках «базового»
успешно решаются актуальные цели и задачи по обеспечению
жизнедеятельности детей в ДОУ.
Итогом плодотворной
работы стало участие ДОУ в городском конкурсе «Зеленый огонек –
2006» где коллектив занял I место. За 2006-2008 года на базе
детского сада разработан цикл занятий познавательного характера –
«Путешествие в страну дорожных знаков», «Лесная школа светофорика»,
«Зорко смотрит постовой на широкой мостовой», «Лучший пешеход»;
-
Опубликованы статьи
в средствах массовой информации:
-
статья «Мы
едем, едем, едем…», ДДТ – всероссийская газета для детей,
педагогов, родителей…, №6(168) март 2008г.
-
статья «Новые
подходы по формированию транспортной культуры дошкольников»,
Методическое пособие, Часть I, Ключевые аспекты деятельности
муниципальных образовательных учреждений, направленной на
Здоровьесбережение участников образовательного процесса,
Челябинск 2007г.
-
статья
«Путешествие в страну дорожных знаков», «Вечерний
Челябинск», №93 от 25.05.2006 г., «Круиз-контроль», №6
от11.06.2006 г.
-
подобран и
систематизирован учебно-дидактический комплекс;
-
составлены и
апробированы конспекты открытых мероприятий;
-
опыт работы
представлялся на семинарах, в районной образовательной системе;
-
было организованно
турне по образовательным учреждениям района театрализованного
представления детей детского сада «Лесная школа светофорика».
Одним из успешно
реализованных проектов в детском саду является проект «Природа и
ребенок». Творческая группа педагогов, под руководством воспитателя
I категории Пономаревой Н.И., активно взаимодействуют с социальными
институтами:
-
МУДОД «Центр детский
экологический»;
-
Региональное
общественная детская экологическая организация «Планета детей»;
-
Управление экологии
и природопользования».
Одним из приоритетных
направлений этого партнерства является создание общности интересов
всех участников образовательного процесса в контексте решения задач
экологического воспитания дошкольников. МДОУ ЦРР ДС № 85 активный
участник мероприятий городского экологического марафона, так:
-
Конкурс
декоративно-прикладного творчества «Экологическая мастерская»
проходил в Областном краеведческом музее в феврале 2007 года.
На конкурс было представлено 18 работ, из которых для участия в
городской выставке были отобраны 3 работы
воспитанников детского сада. Победителем в номинации
«Панно» стала работа Дурановой Дарьи (2 место), руководитель
Н.И.Пономарева.
-
Конкурс рисунков
«Живи Земля, живи Земля и вы живите, люди!» проходил в марте
2007 года, выставка работ экспонировалась в геологическом музее.
На конкурс было представлено 12 работ, из которых 4 были выбраны
для участия в выставке. 3-е место в младшей группе в номинации
«Рисунок» было присуждено работе «Пчелиный рай»
Николаоса Циоплиакиса, руководитель А.Я.Ворошилина.
-
Городской конкурс
фотографии «Природа в большом городе» проходил а апреле 2007
года. На конкурс было представлено 5 работ. Победителей нет.
-
Городской конкурс
«Экологическая неделя в МДОУ» проходил в мае 2007 года. На
конкурс были представлены материалы. По результатам
конкурса МДОУ ЦРР ДС № 85 было присуждено 1 место среди
дошкольных образовательных учреждений.
-
В конкурсе
«Методические материалы по экологическому воспитанию и
образованию» принимала участие Н.И.Пономарева. Ее
методическая разработка экологического праздника в
подготовительной группе заняла 3-е место в номинации «Учебное
занятие по экологии».
-
В октябре
2007 года творческий коллектив воспитанников
подготовительной группы (воспитатель Телегина И.М.) приняла
участие в городском конкурсе творческих коллективов.
-
Завершающим
мероприятием городского экологического марафона 2007 года
заочный стал конкурс «Маленький принц». Конкурсные материалы
были подготовлены творческой группой «Природа и ребенок» и
включали рассказы и рисунки воспитанников, листовки в защиту
елки, экологические знаки, коллективно сочиненную сказку
о зоопарке. Представленные материалы были высоко оценены
жюри и в числе 4-х МДОУ коллективу воспитанников и педагогов
было присуждено звание лауреата. Призовые места в конкурсе не
определялись. По представлению детского сада 5 детей были
награждены на торжественном закрытии Городского экологического
марафона 29 ноябрь 2007 года.
С представлением опыта
инновационной работы в этом направлении выступила руководитель МДОУ
ЦРР ДС № 85 Л.С. Чевтаева на II региональном семинаре «Экологическая
культура, как один из принципов определяющих факторов в решении
социально-значимых задач» (январь, 2008г.).
В течение ряда лет, наше
учреждение занимается вопросами благоустройства и озеленения
территории. Опыт работы транслировался на каналах телевидения и
опубликован в средствах массовой информации.
Итогом работы стало
участие детского сада в конкурсах различных уровней. Воспитанники
ДОУ в 2008 году педагогический коллектив занял I место в городском
конкурсе «Оазис», I место в областном конкурсе «Цветущий город»
В 2007-2008 учебном
году, совместно со специалистами психолого-медико-педагогической и
психологической службы Тракторозаводского района г. Челябинска,
особое внимание уделялось проблемам психологического сопровождения
чрезвычайно важных процессов социально-эмоционального развития детей
дошкольного возраста. Особенно значимы эти проблемы в настоящее
время, когда подрастающее поколение зачастую характеризуется
эмоциональной несдержанностью, невыразительностью, и даже,
агрессивностью, жестокостью. Все это создает проблемы нарушения
социализации личности, затрудняет интеграцию в социум. Поэтому,
считаем, важным, как можно раньше обратиться к решению социальных
эмоций всем участникам образовательного процесса. Именно эти аспекты
обсуждались нами в течение года на семинарах для педагогов детского
сада: «Адаптация к новым условиям жизни в детском саду, на примерах
практических программ эмоционального развития
-
«Эмоционально
благополучие первоклассников». Вопросы преемственности ДОУ и
школы. Педагоги ДОУ, совместно с психологической службой района,
в своей работе раскрывают значение социально-эмоционального
развития ребенка для становления его личностных, индивидуальных
особенностей, в рамках родительского клуба. В ДОУ функционирует
– «Мой малыш. Первый год в детском саду». Совместная системная
работа ДОУ и ПМП и ПС дала позитивные результаты:
-
эффективно
адаптируются коррекционно-развивающие программы «Я – ты – мы»
О.Л. Князевой, раздел «Чувство, желание, взгляды»;
-
повышается
педагогический уровень родителей детского сада;
Важным компонентом
коррекционно-развивающей среды мы считаем атмосферу психологического
и эмоционального благополучия ребенка, а так же ориентированность на
формирование основных базисных психологических функций.
С этой целью в каждой
группе, как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы
имеется яркая, привлекательная самодельная игрушка.
Именно игрушка,
сделанная воспитанниками вместе со взрослыми, стала как бы символом
доверия и открытости души ребенка, когда ребенку «плохо», он
стремиться подойти к «игрушке» и пообщаться с ней наедине. «Игрушка»
стоит на видном месте, и доступна каждому.
В целях психологической
помощи, педагог-психолог использует в своей работе журнал
психологических запросов. Это документ, фиксирующий «заказ», то есть
существующую необходимость психологического вмешательства в
отношения того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет
объем и содержание психологических мероприятий.
Психологический запрос
может поступать от родителей ребенка или других членов семьи, от
воспитателей, педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми,
а так же от администрации дошкольного учреждения.
В случае необходимости
сохранения конфиденциальности запроса, в журнале указан номер
телефона специалиста психологического отдела, курирующего
направление дошкольного психологического воспитания.
Эффективно
осуществлялась работа по запросам родителей и педагогов. Как
правило, запросы сводились к следующим проблемам:
-
определение уровня
психического и умственного развития ребенка, определение
задатков и способностей, отклонений в поведении детей (как
положительных, так отрицательных - застенчивость, агрессивность,
замкнутость);
-
коррекция поведения
и развития (сюда входила и статусная коррекция, и коррекция
произвольного внимания, и адаптация к учебной деятельности).
Психологическим отделом
была составлена таблица, в которой указана феноменология запросов.
Все запросы классифицированы по трем проблемам, наиболее часто
наблюдаемые в ДОУ. Кроме того, специалисты службы рассмотрели
возможные причины возникновения подобных запросов и определили
направления дальнейшей работы с ними.